Ответы на злободневные вопросы,
или Продажа «лишней еды» с максимальной скидкой – новый тренд?
Что вы думаете об идее продавать лишнюю еду из ресторанов? Кажется ли она вам привлекательной с экологической и экономической точек зрения? Почему?

Если вы следите за фуд- и эко-трендами, то наверняка – и не раз – слышали о всемирных вдохновляющих инициативах, которые направлены на «спасение» продуктов от расточительного использования. Эти инициативы как связаны с физическими лицами, где процент продуктов, переходящих в статус «неиспользованные», доходит до 62% в некоторых категориях, так и с партнерами-компаниями типа торговых сетей и ресторанов, где эта ситуация усугубляется объемами – до 40% продовольствия тратится впустую. Это приводит к потерям и неэтично – до 10,5% на 2019 г в России (Global Hunger Index) испытывают нехватку продовольствия. Это около 4 млн россиян.

Поэтому любые инициативы, которые продвигают идею максимального использования продуктов питания во благо, прекрасны. Давайте разбираться в теме продажи еды из ресторанов с большими скидками и, соответственно, подходящими сроками.

С точки зрения экологии – нет никаких сомнений в том, что проекты, пролонгирующие срок годности продуктов и отмену их утилизации, максимально способствуют здоровью людей и планеты.

С точки зрения экономики – эти проекты направлены напрямую на увеличение прибыльности компаний (ведь списание и утилизация продуктов – отнюдь не самая приятная для владельцев часть бизнеса). Плюс, время, когда люди внимательно следят за ценами на продукты, пришло.

На многих фудкортах введены все возможные программы, настроенные на продажу готовых продуктов под ноль в конце каждого дня. За сет этих программ прибыльность удается сохранить и даже приумножить до 15%. И не иметь списаний.

По такой же схеме работают сети фастфудов типа Братья Караваевы, и собственная Гастрономия Азбуки Вкуса, где в некоторых магазинах скидки доходят до 70% после 23.00. Что позволило сети на 85% сократить списания. Эта схема оказалась настолько эффективной, что распространилась на все категории. Особенно популярны мясная группа, молочная и кондитерская.

Для ресторанного бизнеса «выкидывать продукты» крайне затратная категория. Лучше продать в ноль, но продать. А некоторые рестораны не могут позволить себе устраивать «акции», это не соответствует статусу.

В то время как списание продукции ведет к прямым убыткам.

Поэтому, подписание договоров с компаниями, закрывающими этот вопрос, может быть прекрасной альтернативой. Другое дело, что с точки зрения маркетинга, возможно, некоторые выберут для себя систему «no name», либо же наоборот, приобщатся к проекту «красиво» - то есть, сознательно выбрав социально-полезную позицию.

В итоге, основным секретом успеха для всех участников станет, на мой взгляд, качество. Оно должно быть на высоте в любом случае, даже если бы мы отдавали еду бесплатно – как делают в Италии во всемирно известном проекте шефа Массимо Боттура, где блюда готовятся из продуктов, предоставленных торговыми сетями и ресторанами, с подходящими сроками, однако качество тщательно проверяется и охраняется.

Второй составляющей успеха станет сервис. От того, как быстро и качественно будут работать сотрудники и все участники проекта, будет зависеть успех.

Как показывает практика, такого рода проекты поддерживают либо государственные структуры, либо общественные организации, либо группа бизнесменов-меценатов и банковские структуры. Поскольку Eatme – это не социальный благотворительный проект, а проект, вполне способный приносить прибыль, в зависимости от внутренней бизнес модели спектр инвесторов может быть существенно увеличен.

При адекватной маркетинговой политике и популяризации проекта есть все шансы получать за 5 лет до 20 000 заказов в день (что примерно соответствует количеству заказов у Delivery Club и Яндекс.Еда на сегодняшний день). А почему и нет? При максимально выгодном сочетании качества, цены и сервиса, эти подсчёты становятся вполне реалистичными.

Средний чек у компании явно будет ниже, но это вполне может быть перекрыто количеством блюд. Да, и если оставить курьерскую доставку вне цены, то можно существенно выиграть. Процент от ресторанов можно оставить средним по этому рынку – 10%.

При таких условиях есть шанс вырастить выручку компании до 3 млрд в год. Что, конечно, составит конкуренцию уже существующим игрокам, при этом останется полностью аутентичным, что даст шансы привлечь заинтересованную аудиторию с одной стороны – и людей, с низкими экономическими возможностями с другой.

А вокруг этой инициативы, возможно, появятся еще близкие по духу бизнес-проекты.
Made on
Tilda